Памятники федерального значения Республики Башкортостан. Сооружение, возведенное по велению Великого Тамерлана.

23 Августа 2021

Одним из самых ранних надмогильных монументальных архитектурных сооружений на Южном Урале является мавзолей Хусейн-бека близ Уфы (Чишминский район).

По легенде, Хусейн-бек был основоположником мусульманства в Башкирии. В книге Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой «История Башкортостана. Древность. Средневековье» приводится:

«В начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правителю Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека с этой благородной миссией. Важное духовное лицо, несомненно, устроился при ставке хана. В проповеди ислама Хусейн-бек не был одинок, на это дело он сумел направить своих сторонников и единомышленников из Туркестана и Бухары. Когда Хесейн-бек достиг определенных успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку для совершения Хаджа. Из Мекки он вернулся с ореолом почета и титулом «хаджи» - теперь он Хаджи Хусейн-бек; становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии. Хусейн-бек до самой смерти находился при ставке хана и в последствии похоронен на ханском кладбище «Ак-зиярат».

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан, преследовавший войско золотоордынского хана Тохтамыша, встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит: «Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека …рсасского из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана. Со временем строение разрушилось. В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен с использованием тех же камней.

В 1985 году уфимский археолог Г.Н. Гарустович провел исследование мавзолея. Внутри памятника было выявлено девять погребений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. По сохранившемуся черепу, уфимский антрополог А.И. Нечвалода восстановил облик Хусейн-бека.

Мавзолей Хусейн-бека находится под государственной охраной как объект культурного наследия федерального значения.