Управление по государственной охране объектов культурного
наследия Республики Башкортостан
«Древняя Уфа»
Государственное бюджетное учреждение
Республиканский историко-культурный музей-заповедник
450077, РБ, г. Уфа, ул. Мустая Карима, д. 45 тел./факс: 8 (347) 272-77-43 E-mail: drevnayaufa@mail.ru
Вышитое полотенце издревле считалось символом родового оберега, является источником богатой, уникальной истории и культуры башкирского народа. Оно невидимыми связями соединяет человека с его родом и предками. Вышитые узоры, орнаменты – это зашифрованная весть о судьбе, природе, об обычаях нашего народа и обусловлены неповторимым национальным колоритом.
Именно такие уникальные полотенца характерные для северо-восточных башкир бережно хранятся в фонде музея-заповедника «Древняя Уфа».
Самобытным и характерным образом башкирские рукодельницы полотенце выполняли из самотканого льняного полотна с вышивкой разноцветной шерстяной нитью растительных и ромбовидных орнаментов. В 50-60-е годы XX века одним из центров вышивального искусства стали северо-восточные районы республики. Здесь сложился самобытный и разнообразный стиль вышивок и ткачества. В данном экземпляре полотенца, с пришивными концами выборного тканья, вышита геометрическая фигура в виде ромба. Ромб – это символ земли-пашни, начало жизни, в некоторых пояснениях он олицетворял «окно», своего рода «окно в мир». Ромб также обозначал изображение «глаза в фас» (треугольник – в профиль) как оберег жилища, самого человека от злых духов и сглаза.
В башкирском народном творчестве почти полностью отсутствовало реалистическое изображение животных, людей. Это было обусловлено влиянием мусульманской культуры, а именно – запрет ислама отобразить живое.
Другое ценное полотенце из фабричных тканей с концами из розового штапеля вышитыми тамбурным швом с внутренним заполнением также трепетно оберегается сотрудниками музея-заповедника и завидным постоянством выставляется во всевозможных выставках.
Тамбурный шов – один их старинных техник вышивки, он позволял создавать мягкие, текучие орнаменты, в основном цветочно-растительной тематики. Именно такая яркая композиция, вышитая тамбурным швом, хранит для будущего поколения дорогую историческую память. Полотенце в нежно розовом фоне украшено цветочным орнаментом. Сочная гамма строится на контрастных, сильных окрасках. Жизнеутверждающие цвета – это посыл благополучия роду, своим исконным корням и отождествляются всем прекрасным в природе: светилом, зарей зарождающего нового дня.
Полотенце играло значимую роль в жизни башкирского народа. Этот важнейший и повседневно необходимый, на первый взгляд, бытовой атрибут отождествляется никак только как символ чистоты, порядка, умиротворения.
Смысл вышитого полотенца гораздо шире, глубже и масштабнее. По обычаю башкирского народа младенца (сабый) при родах принимали на белоснежное полотенце, чтобы и зарождающая жизнь была наполнена лишь светлыми днями на протяжении многих счастливых лет. Невеста (килен) к свадьбе на подарок (бүләк) вышивала яркие и красочные полотенца для будущей многочисленной родни. Как мы знаем, башкиры издавна славились своим гостеприимством. В гостях аксакалу на плечо (яурынына) с почтением накидывали добротное полотенце, а всем остальным гостям на колени (тубыҡтарына) стелили на подарок новые полотенца.
Полотенца северо-восточных башкир часто выставляются на всеобщее обозрение на выставках музея-заповедника. Бесценные и неповторимые музейные экспонаты XX века передают дух эпохи, заполняют саму жизнь идейным содержанием и видением истории, культуры целого народа.