Отдел археологии

Историческая справка.

Современная история города Уфы по советской историографии начинается с 1574 г., когда русские стрельцы в устье р. Сутолока, на правом берегу р. Белой основали крепость Уфу. Общепринято, что она явилась основой первого города на Южном Урале.

В то же время имеются свидетельства многих независимых друг от друга авторов IX–XVIII вв. о существовании на Южном Урале ряда крупных городов. Например, арабские авторы IX–XII вв. описывают города Намджан, Гурхан, Карукийа, Кастр, Мастр; есть обоснованное предположение о том, что один из них (город Гурхан) мог находиться на территории г. Уфы. Этот предполагаемый город в источниках XIV–XVI вв. указан под названием Башкерти. Его, в частности, упоминает Ибн-Халдун в XIV в.3 в числе золотоордынских городов он нанесен на карте, известной под названием Каталонский атлас 1375 г.

mercator.jpg

Следует подчеркнуть, что оба вышеназванных автора г. Башкерти упоминают без указания точных географических координат, но этот недостаток легко устраняется картой Г. Меркатора 1554 г., где он нанесен в устье р. Уфы, т.е. на территории современного г. Уфы.                   


Сведения вышеприведенных источников подтверждаются рядом других, к числу которых относятся письменные документы о русско-ногайских отношениях XV–XVI вв., систематизированные московским профессором В.В.Трепавловым. Он указывает, что в эти века на территории г. Уфы находилась резиденция ногайских наместников, и она не раз упоминается в связи с происходящими важными политическими событиями.

В начале XVIII в. у башкир имелся письменный документ «татарская история» (следует читать «башкирская история» – Н.А.Мажитов), где упоминается башкирский хан Турахан, который в зимнее время находился в резиденции, расположенной в городе Уфе. Профессор, таким образом, подтверждает достоверность информации об этом хане, погибшем в ходе военного конфликта с ногайскими мурзами в 10-х годах XVI в. Он погребен близ станции Чишмы и над его могилой возведен мавзолей из камней.

Таким образом, из вышеприведенных документов становится очевидным, что на территории г. Уфы до середины XVI в. существовал башкирский город, известной арабским и европейским авторам под названием Башкерти (Башкорт) и Имэн-кала (Дубовый город). Однако ввиду того, что археологическое изучение территории города началось лишь в 50-х годах XX в., отыскать следы этого раннего города долго не удавалось.

Современными исследованиями доказано, что Уфа является уникальной площадкой средневековых памятников. Достаточно сказать, что на территории Ленинского и Кировского районов г. Уфы выявлено пять городищ-крепостей, около десяти курганных и грунтовых могильников, более десяти открытых поселений. Центральным среди них является объект культурного наследия федерального значения (памятник археологии) "Городище Уфа-II", расположенный на территории 570 квартала Кировского района г. Уфы, ограниченной улицами Пушкина, Ново-Мостовая, Октябрьской Революции и проспектом Салавата Юлаева.

Богатые и разнообразные материалы, прежде всего, остатки уникальных объектов монументальной архитектуры именно этого памятника археологии дали основу для принятия решения о создании на его базе историко-культурного музея-заповедника «Древняя Уфа».

Памятник археологии "Городище Уфа-II" расположен в центре столицы Республики Башкортостан, на правом берегу р. Белой, на высоком мысу, ограниченном с двух сторон глубокими оврагами. Четко прослеживаются следы глубокого и широкого крепостного вала и рва. Сохранился топографический план города Уфы 1775 г., где крепостная стена (вал) памятника археологии выведена М-образной, зигзагообразной формой. Это – редчайший случай в Урало-Поволжской археологии и свидетельствует о сложной конструкции оборонительной линии городища.

Памятник археологии "Городище Уфа-II" впервые открыт в 1953 г. уфимским краеведом П.Ф.Ищерековым. В 1957 г. им был заложен первый раскоп площадью 15 кв.м, в результате которого были получены первые описания памятника археологии. В 1958 г. разведочные раскопки на памятнике археологии проводил Н.А.Мажитов. В 1968 г. археологические раскопки на территории памятника археологии проводила М.Х.Садыкова. В 1990 г. раскопки были продолжены В.В.Овсянниковым. Полученные материалы позволили датировать памятник археологии "Городище Уфа-II" предварительно V-XIV вв.

В 2006 г. Правительством Республики Башкортостан было принято Постановление № 242 «О государственной программе "Городище Уфа-II" на 2006–2011 гг.», в соответствие с которым в 2006–2011 гг. на памятнике археологии проводились масштабные охранные археологические раскопки, давшие сенсационные результаты. Например, установлено, что крепостная стена имела ширину в основании в 11–12 м., а высоту около 5 м. Крепостная стена для предотвращения от сползания в сторону рва была укреплена двумя бермами шириной 1,5 м.

Археологическими изысканиями на площади памятника археологии "Городище Уфа-II" четко прослежены два строительных горизонта: ранний (IV–V вв.) и поздний (V–X вв.). Ранний горизонт представлен следами двух жилищ-полуземлянок прямоугольной формы размерами около 4х5 м. От них сохранились котлованы, углубленные в материк на 50-60 см. Такие жилища-полуземлянки характерны для населения бассейна р. Белой IV–VIII вв., примерами могут послужить жилища поселения Новотурбаслинское II и Имендяшевского городища. Этот ранний слой на уровне погребенной почвы перекрывает поздний строительный горизонт, резко отличающийся от предшествующего составом находок, прежде всего объектами монументальной архитектуры. Для данного горизонта характерна квартальная застройка, на что указывают обнаруженные деревянные мостовые общей длиной 80 м, со следами ремонта на отдельных участках. Ширина уличных настилов составляет в среднем 2,5 м. К уличным мостовым прилегали прямоугольные жилища, сооруженные из деревянных плах и плетня, обмазанные с двух сторон слоем глины. Размеры жилищ в среднем 12х5 м, короткой стенкой обращены в сторону мостовой. Вход в жилища был со стороны улицы. Полы жилищ были земляными, в археологизированном виде они представлены в виде глинистых прослоек с остатками органических материалов. Во внутреннем пространстве каждого из жилищ прослежены ямы, видимо, хозяйственного назначения.

Для всех хозяйственных построек, включая крепостную стену, свойственно широкое применение такого строительного материала как жидкая глина в опалубках. Слои этой глины толщиной от 2–3 до 15–20 см, на отдельных участках раскопа образуют сохранившую "in situ" стены жилищ высотой до 3 м.

Раскопками на городище выявлены находки, свидетельствующие о плавке железной и медных руд (железная крица, медные шлаки, тигли). Найдены следы ювелирной мастерской по изготовлению украшений из золота, что подтверждается обнаружением обрывков золотой проволоки - сырья для мастера золотых дел. Находки из керамики, серебра, бронзы, кости разнообразные по составу, форме; они относятся к различным периодам V–XVI вв. К числу редких находок можно отнести 19 серебряных золотоордынских монет XIV в, а также обломок скульптурной фигуры в форме головы  мужчины. Вероятная дата этой находки VIII–X вв.

Завершая перечень важных результатов раскопок памятника археологии "Городище Уфа-II" следует особо подчеркнуть, что в строительном деле жителей городища широко использовалась сырая глина в опалубках, что совершенно было нехарактерно для оседлого населения Южного Урала лесостепной и лесной зоны. В то же время данная строительная традиция характерна для народов Южного Казахстана, Средней Азии, Среднего Востока с эпохи глубокой древности. В свете этих аналогий напрашивается вывод: объекты монументальной архитектуры на памятнике археологии "Городище Уфа-II" были построены по нормам и канонам пришлого из южных районов (Казахстан, Средняя Азия, Иран) населения, в котором следует видеть группу башкирских племен под названием «башкорттар». Почти сто лет тому назад такую мысль высказал А.З.-Валиди, которого затем поддержал академик Р.Г.Кузеев.

Археологический материал памятника археологии "Городище Уфа-II" заставляет вернуться к рассмотрению данной точки зрения, но уже на новой и обширной источниковой базе. Если эта мысль подтвердится будущими исследованиями, то наука получит основание утверждать, что основателями второго (позднего) строительного горизонта на памятнике археологии "Городище Уфа-II" были собственно башкирские племена – выходцы из среднеазиатского региона. Время их прихода на Южный Урал предварительно можно определить в рамках VI–VII вв. н.э.

Памятник археологии "Городище Уфа-II" находится в непосредственном окружении двух городищ (Уфа-III, Монумент Дружбы) и огромного курганного могильника, занимавшего в IV–XII вв. территорию кварталов по улицам Тукая, Заки Валиди, Пушкина от улицы Ново-Мостовой до Правой Белой и мусульманского кладбища. Не вызывает сомнения, что данный некрополь служил местом погребения жителей этих городищ. Аналогичные могильники находились по высокому берегу р. Белой на участке от устья р. Сутолоки до Уфы. Краеведческая литература по древностям Уфы привлекает особое внимание по двум моментам:

а) на высоком правом берегу р. Уфы в районе ее устья (район расположения городищ Чертово и Усть-Уфимское) в недавнем прошлом находилась ставка ногайских ханов с ханским дворцом;

б) уфимские краеведы XVI–XIX вв. фиксировали здесь курган необычно большого размера и называли его Оло Уба. Название наводит на мысль о том, что в нем мог быть похоронен человек ханского статуса.

Расположение вокруг памятника археологии "Городище Уфа-II" подкурганных захоронений подтверждено письменными сообщениями уфимских краеведов XVIII–XX вв. Судя по ним, курганы содержали много ценных предметов из золота, серебра, стекла, бронзы. Известно, что в XVI–XVII вв. эти курганы хищнически раскапывались первыми жителями Уфимской крепости, что стало известно царю Алексею Михайловичу, после чего он приказал информировать его о предпринятых мерах по их сохранению.

К сожалению, указанные курганы к XVIII в. остались уже под уличными мостовыми, разрушены в ходе строительства различных хозяйственных и жилых сооружений. Но часто происходили случаи обнаружения уникальных находок, происходящих из разрушенных курганов. Например, достоверно известно, что в 1828 г. в непосредственной близости от памятника археологии "Городище Уфа-II" был срыт богатейший курган, где найдена золотая монета V в. византийского императора Феодосия II (405–450 гг.). Этот случай подробно описан в специальном журнале Российской Академии наук в 1837 г.

Факты обнаружения захоронений с особо ценными находками происходили регулярно и в XX в; часть из них поступила в фонды Национального музея РБ. Выявленные раскопками объекты монументальной архитектуры на памятника археологии "Городище Уфа-II" и весь комплекс находок в 2007 г. специально были изучены и критически оценены авторитетными учеными-экспертами из Москвы (Институт археологии РАН) и Казани (Институт истории АН РТ). После внимательного ознакомления с материалами они пришли к заключению о том, что памятник археологии "Городище Уфа-II" является уникальным археологическим памятником-городом, непрерывно существовавшим в период V–XVI вв. Для него характерны объекты монументальной архитектуры, возведенные путем широкого применения жидкой глины в опалубках. Эксперты уверены, что сложная по конструкции крепостная стена сооружена по предварительному проекту и отражает информацию о существовании самобытной военно-фортификационной школы. Они подтвердили, что в составе вещественного материала есть много золотых, серебряных, стеклянных и бронзовых привозных изделий из Средней Азии, Сирии, Кавказа, Византийской империи, Прибалтики, а также бесспорные следы различных видов ремесленного производства на месте. Весь этот материал, по их мнению, свидетельствует, что памятник археологии "Городище Уфа-II" являлся крупным, веками существовавшим, административным, торгово-ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона со своей оригинальной архитектурой. Данное заключение экспертов было подтверждено официальным заключением директора Института археологии РАН чл.-корр. РАН Н.А.Макарова, направленным в адрес Правительства Республики Башкортостан. Он также согласился с рекомендацией экспертов о выведении территории городища из зоны проведения любых земляных строительных и хозяйственных работ и желательности использования территории памятника в целях ее музеефикации.

По мнению коллектива объединенной археологической экспедиции АН РБ, МК РБ и ФГБОУ ВПО "БГУ" данный город уверенно отождествляется с городом Башкерти (Башкорт; он же Имэн-кала), упомянутым в средневековых арабских, западноевропейских и русских источниках XIV-XVIII вв. Результаты многолетних исследований на памятнике археологии "Городище Уфа-II" были доложены участникам международных научных конференций, состоявшихся в Париже (2008 г.), Астане (2008 г.), Казани (2009 г.), Алма-Ате (2010 г.), Стамбуле (2010 г.). Здесь заслуживают внимания рекомендации научного семинара 2008 г. (г. Париж, Штаб-квартира ЮНЕСКО) и конференции в Стамбуле 2010 г., которые прошли под эгидой ЮНЕСКО. В них высказана прямая заинтересованность участников указанных мероприятий в продолжение совместных исследований уникального памятника археологии "Городище Уфа-II". Топографическое положение, особенности выявленных объектов монументальной архитектуры и вещевого материала указывают, что средневековый город Уфа, он же город Башкорт, он же Имэн-кала, скорее всего, имел статус столицы Исторического Башкортостана. Следует иметь в виду, что это был не единственный город, о чем свидетельствуют арабские авторы IX–XII вв, о чем уже говорилось выше. Например, в стране башкир они называли города Намджан, Гурхан, Карукийа, Кастр, Мастр. Не исключено, что под одним из названных городов (скорее всего, Гурхан) подразумевался город Башкорт. Не исключено, что город мог иметь двойное название, что было не редкость для эпохи древности и средневековья.

О том, что башкиры в IX–XVI вв. были активно интегрированы в мир развитых стран Востока, говорится в источниках ал-Идриси. В них, например, приводятся сведения о том, что более тысячей жителей города Намджан разрабатывают близко расположенные медные рудники, а выплавленную медь вывозят в Хорезм и Шаш (Ташкент). Также там сообщается, что жители города на плоты грузят шкуры лисиц и бобра и сплавляются до Каспийского моря, где их продают хазарам по выгодным ценам. Активные торгово-экономические связи башкир IX–XIV вв можно было ярко иллюстрировать на тысячах привозных с юга ценных материалах (шелк, изделия из серебра и др.).

Об активном участии башкир начала XIII в. в социально-политической жизни народов Степной Евразии убедительно свидетельствует венгерский путешественник XIII в. Юлиан, дважды побывавший в стране башкир. Он пишет, что при башкирском хане находился посол татаро-монголов, а это предполагает существование между башкирами и татаро-монголами договорных отношений. Здесь уместно вспомнить поездку политического лидера башкир Муйтен-бия с богатыми дарами Чингисхану, который вручил ему грамоту (ярлык) на право управления землями по Южному Уралу.

Исследование цитадели города Башкорт (памятника археологии "Городище Уфа-II") находится на начальной стадии. Значительная часть его территории в квартале 533 пока занята жилыми и хозяйственными постройками, не завершено исследование территории квартала 570. Общая неисследованная часть площади памятника составляет около 7000 м2. Исследование средневековых городов Башкортостана и, в частности, города Башкерти (он же город Башкорт, он же город Имэн-кала) как предшественника современного города Уфы на его территории – новое явление в исторической науке республики и Российской Федерации в целом. Оно так же имеет важное значение в плане изучения социально-экономического, политического и культурно-духовного аспектов истории башкирского народа. В подтверждение достаточно привести следующий пример. Именно из-за отсутствия конкретных фактов о средневековых городах в науке сложилось и до сих пор господствует мнение о том, что дальние и недавние предки башкирского народа были чистыми кочевниками («не имеющими никакого города») и находились на низком уровне социально-экономического развития. Это мнение оказалось очень живучим и часто используется в некоторых средствах массовой информации для недружеских выпадов в адрес башкирского народа.

Логично думать, что название Башкерти (Башкорт) за городом утвердилось благодаря тому, что его основателями была группа племен, которая называла себя башкирами. Тем более что традиция именовать города самоназванием доминирующих этнических групп характерна для многих раннесредневековых тюркских народов (Болгар, Сувар, Биляр и др.). В этой связи особый интерес представляет тот факт, что во всех арабских источниках IX–XII вв. Южный Урал описывается как страна башкир. Таким образом, между появлением на Южном Урале группы племен с самоназванием башкорт, возникновением города Башкорт и распространением на весь южно-уральский регион понятий «башкирский народ» и «страна башкир» имеется прямая связь. Она, скорее всего, происходила по следующей схеме: в V–VIII вв город Башкорт становится столицей государственного образования во главе группы племен башкир и уже к VII–VIII вв данное государство распространило свою власть на весь южно-уральский регион, что создало реальные условия для консолидации различных по образу жизни, культуре местных и пришлых групп населения в рамках формирующегося башкирского народа. Такой схеме развития ранних этапов этногенеза башкирского народа (V–IX вв) можно найти десятки аналогий в истории народов Степной Евразии раннего средневековья, в том числе Урало-Поволжья. В ней важнейшим и бесспорным звеном является возникновение и непрерывное существование города Уфы (Башкорт), который к X–XIV вв. становится одним из крупных городов Евразии.

Вышеизложенное служит достаточным основанием признать Уфу одним из древнейших городов Российской Федерации. Археологические исследования памятника археологии и научная информация о результатах работ на нем 2006–2011 гг. способствовали превращению его в национальную святыню башкирского народа, в источник его духовного возрождения. Одновременно это предмет гордости для всех народов республики, для которых Башкортостан стал родиной. Н.А.Мажитов, академик АН РБ, доктор исторических наук.

*Из концепции ГБУ РИКМЗ «Древняя Уфа»

Литература и ссылки на источники:

1. История Уфы. Уфа. 1976. С. 18. 28.
2. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М. 2006. С. 122-128.;
3. Золотая Орда в источниках. Т. I. Арабские и персидские источники. М. 2003. С. 169;
4. Псянчин А.В. Mons et URBIS: Уральские горы и город Уфа в европейской средневековой картографической традиции // Архивы Башкортостана. № 1. Уфа, 2007. С. 17–23;
5. Мажитов Н.А. Дорусский период истории Уфы // Уфа: прошлое, настоящее, будущее. Уфа. 2000. С. 15-20.
6. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М. 2002. С. 205, 210 и др.
7. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии Уфа. 1999. С. 264;
8. Ищериков П.Ф., Мажитов Н.А. Городище Уфа-II // Археология и этнография Башкирии. Т.I. Уфа. 1962. С. 140-150; Овсянников В.В. Раскопки городища Уфа-II в 1990 г. // Башкирский край. Уфа. 1992; 
10. Мажитов Н.А. Поселение Новотурбаслинское II // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа. 1962. С. 151-162.
11. Валиди Туган. Башкорттарзын тарихы. Уфа. 1994. бит 12.
12. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. С. 426, 427 и др.
13. Das buch der Dchingis-lehend. (Daftar-I Chingis-nama) / Ivanics M., Usmanov M. Szeged, Studia uralo-altaica, 2002.
14. Ахмеров Р.Б. Уфимские погребения IV-VII вв. н.э. и их место в древней истории Башкирии // Древности Башкирии. М. 1970. С. 161-163.
15. Труды и летописи общества истории и древностей российских. Ч.8. М. 1837. С. 138-139;
16. Ахмеров Р.Б. Уфимские погребения VI-VIII вв. н.э. // Краткие сообщения Института истории, материальной культуры. М. 1951. Вып. 40. С. 125-137;
17. Резолюция Экспертного Совета по оценке состояния, научной значимости и перспектив научного изучения городища I-II тысячелетия н.э. Уфа-II, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, на пересечении ул. Пушкина и Воровского, владения домов 132-136;
18. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. III. М., 1941. С. 71-95.